Токен как платежное средство

Я уже рассказывал о том, как правильно выбирать токены, а также о том, как их проектировать, и предложил несколько моделей продуктовых токенов. Сегодня мы рассмотрим токен как платежное средство.

Я уже не раз отмечал, что в основе эффективного ICO, способствующего развитию бизнеса, лежат две составляющие:

  • Привлечение средств на дальнейшее развитие продукта или услуги;
  • Привлечение постоянных пользователей продукта или услуги.

Напомню также основные задачи, которые необходимо решить при разработке токена:

  • Количественная: необходимо добиться пересечения аудитории потенциальных держателей токенов и аудитории пользователей проекта. Чем пересечений больше, тем лучше.
  • Качественная: проект должен способствовать расширению сферы применения блокчейна, привлекать в блокчейн-среду новую аудиторию.
  • Материальная: необходимо обосновать экономическую целесообразность приобретения токенов как сочетание выгоды от использования и непрямого применения (возможной продажи или сдачи в аренду).

Токен как платежное средство имеет довольно широкую сферу применения. В первую очередь, он подходит для тех проектов, где пользователь регулярно взаимодействует с системой посредством платежей (например, токен является внутренней валютой сервиса, либо внутри сервиса на постоянной основе предусмотрена возможность совершения покупок). Такие проекты существуют в сфере электронной торговли, оказания услуг, разработки мобильных игр, предоставления рекламных сервисов, сервисов в социальных сетях и т.п.

Такая модель токена категорически не рекомендуется для проектов, в которых клиент взаимодействует с сервисом один раз, или процент возврата для дополнительных покупок очень мал.

Модель платежного токена строится на необходимости аккумулировать дефицит.

Как известно, ядром любого бизнеса являются продавцы и покупатели. Одни оказывают другим определенный набор услуг, который тарифицируется не в токенах, а в той или иной валюте, например, в долларах. Покупатели видят каталог услуг или товаров с ценами, указанными в долларах, а продавцы в итоге рассчитывают получить оплату именно в указанной валюте. Когда отношения между покупателями и продавцами перемещаются в сферу блокчейна, между ними заключается смарт-контракт, абсолютно прозрачный для обеих сторон.

Для чего в вышеописанной схеме нужен токен?

Необходимо мотивировать пользователя как можно большее количество токенов оставлять у себя, то есть выводить из обращения. Лучший инструмент для этого – постоянный рост платежной способности токена. Держатели токенов должны понимать, что экономика проекта основана на том, что уровень дефицита определяет стоимость токена. Именно поэтому выгодно покупать токены впрок, так как позже на них можно будет приобрести гораздо большее количество услуг.

С другой стороны, продавцы должны осознавать, что необходимо выводить токены, но не в полном объеме, а частично. Ведь выводя их сегодня, можно получить 100 долларов, а через полгода-год – значительно больше.

Таким образом, обе части аудитории проекта можно мотивировать на то, чтобы они оставляли у себя большое количество токенов, что позволит вывести их из оборота.

Такая схема позволяет создать дефицит внутри системы.

Допустим, компания при проведении ICO выпустила 100 млн токенов, при этом эмиссия была ограничена. Мотивируя обе стороны – и покупателей, и продавцов – оставлять у себя как можно большее количество токенов, можно добиться того, что через несколько месяцев в системе останется не более 10% токенов. В то время как их количество будет сокращаться, проект будет развиваться, а количество услуг и объем оборотных средств начнет расти. Все это в комплексе приведет к росту цены токенов.

При этом исходная стоимость токенов никого из держателей интересовать уже не будет, поскольку при соблюдении указанных выше условий их реальная стоимость в течение некоторого времени должна вырасти в несколько раз.

Однако цены на услуги должны по-прежнему указываться в долларах. Более того, категорически не рекомендуется их менять, чтобы не нарушить баланс спроса и предложения.

Токен можно сделать внутренней валютой проекта.

Для этого в личном кабинете держателя токенов должен быть реализован функционал, позволяющий отображать цены на услуги одновременно и в долларах, и в токенах. Когда пользователь приобретает услугу, с его кошелька списывается определенная сумма в токенах, которая тут же пересчитывается в долларовый эквивалент.

Есть несколько способов внедрить подобный функционал. К примеру, можно интегрировать в систему простейший модуль, где будет прописана пара «токен/доллар», а также предложение о продаже и предложение о покупке. Кроме того, можно разместить свой токен на криптовалютной бирже или на специализированных сервисах, предварительно договорившись с их владельцами, и встроить в свою систему платежный модуль, который будет автоматически переводить токены в доллары и наоборот.

Это позволяет проекту передать биржам процесс обмена токенов на доллары и долларов на токены, при этом курс всегда будет биржевой.

Дополнительные способы создания дефицита

Помимо описанной выше схемы, команда проекта может определить некоторый объем прибыли, получаемой в виде комиссии от транзакций, комиссии от поставщиков услуг и т.п., а затем начать ежедневно сжигать то количество токенов, находящихся в системе, которое соответствует 1% от зафиксированного объема. Поскольку любой проект является механизмом по обработке токенов, он имеет право сжигать токены, но только те, которые принадлежат самому сервису.

Может сложиться впечатление, что такая тактика приведет к быстрому исчерпанию всего объема токенов. Однако это не так. Более того, она способствует тому, что продавцы и покупатели стремятся дольше сохранять свои токены, не пускать их в оборот, в надежде на повышение цены. Самое главное, что цена при этом гарантированно растет!

Мы не рассматриваем экосистему, в которой стоимость продуктов или услуг определена в токенах, поскольку токен должен расти относительно чего-то, например, относительно доллара, биткоина, либо другой фиатной или криптовалюты. В противном случае расти будет цена услуг, а она должна быть стабильной.

Если ваш проект представляет собой блокчейн или огромную торговую площадку для подключения магазинов, подобную eBay, вы можете определенный процент от комиссии автоматически списывать в токены, постоянно его деноминируя, чтобы услуга могла оставаться в определенных ценовых рамках.

При такого рода модели я настоятельно советую использовать схему, в которой оплата услуг и совершение транзакций внутри системы происходит в долларах или биткоинах, а экосистема, основанная на токенах, существует параллельно, фактически представляя собой внутреннюю валюту.

Правовая основа платежного токена

Существует три теста, помогающих отличить продуктовый токен от токена-акции:

  1. Howey Test (основной);
  2. Family Resemblance Test;
  3. Risk Capital Test.

Howey Test позволяет определить, какие характеристики превращают токен в акцию, и, соответственно, какой токен акцией не является. К таким характеристикам относятся:

  1. Равномерное распределение дохода между приобретателями данного актива. В платежном токене вообще нет понятия дохода – он не подразумевает выплату дивидендов, распределение дохода компании, передачу доли в компании, право на возврат вложенных средств. Он лишь выполняет роль внутренней валюты системы.
  2. Разделение рисков между держателями токенов. Такая ситуация может сложиться в том случае, если во время ICO средства были собраны и пущены в оборот компании, а токены выпущены не были. Помочь может только правильно организованное эскроу. Простое, но очень важное правило: чтобы выпустить деньги из эскроу, нужно выпустить токены. В момент, когда деньги попадают на счет компании, токен должен уже работать. В противном случае участники ICO владеют активом, которым нельзя пользоваться, и зависят от того, выпустит ваша команда заявленный продукт или нет. Сочетание эскроу и работающего токена сводит все риски на нет.

Необходимо четко определить, что должен сделать держатель токена для того, чтобы получить экономическую выгоду. Ответа может быть три:

  1. Ничего не должен делать (пассивный доход);
  2. Приложить определенные усилия и получить доход, равный своей доле в токенах;
  3. Индивидуальный доход никак не связан с приобретенным количеством токенов.

Доход, связанный с токеном как платежным средством, лежит за пределами всего перечисленного. Держатель токена приобретает с его помощью товар или услугу. Их дальнейшая реализация может принести ему доход, но не сам токен. Таким образом, никакой доход данным видом токена не гарантируется и не обеспечивается.

Дополнительные ограничения:

  • Токен не должен передавать право собственности или долю участия в юридическом лице;
  • Токен не должен передавать право на долю прибыли или долю в активах/обязательствах;
  • Токен не должен передавать его держателю статус кредитора или заимодавца, право на возврат цены покупки (право на возврат денег).

В случае токена как платежного средства, право на владение компанией он не передает, равно как и право на долю в прибыли и активах, или на возврат цены покупки. Более того, у держателя такого токена нет иных прав, кроме возможности приобрести с его помощью товар или услугу внутри сервиса.

Обращаю внимание, что вышеизложенное – это лишь выжимка из указанных выше трех тестов, перечисляющая самые главные вопросы, ответ на которые должен быть строго отрицательным. Желательно провести полный юридический анализ проекта по всем 18 пунктам, так как в них содержатся нюансы, которые могут требовать проработки.

Подводя итог, хотел бы подчеркнуть, что, если токен спроектирован как платежное средство, а при проведении ICO-кампании используется эскроу, проект не подвергается рискам.

Недавнее решение регулятора в США свидетельствует о том, что участникам рынка рекомендовано взаимодействовать с биржами, а не напрямую с эмитентами токенов, что, естественно, ведет к ужесточению регулирования именно бирж.

В результате биржи размещают токены все более осторожно, очень внимательно к ним присматриваются, требуют гарантий у компаний, сопровождающих ICO, с тем, чтобы не попасть под регулирование законодательства об обороте ценных бумаг. Таким образом, если токен не отвечает определенному набору требований и не является в чистом виде продуктом, он не сможет быть выведен на биржу, а значит, его невозможно будет продать.

Если же выполнить все перечисленные выше очень простые правила и пройти все указанные тесты, токен ожидает светлое будущее – его будут использовать, и цена на него будет расти.

Возникает вопрос, а нужен ли листинг, если он сам по себе делает токены похожими на ценные бумаги? Основанием для листинга может служить то, что проекту требуется расширение базы пользователей после этапа ICO для дальнейшего развития проекта, и это должно быть в обязательном порядке прописано в Белой книге. Листинг должен быть инструментом, позволяющим развивать проект, пускать его в нужное русло и делать полезным широкой общественности.

Добавить комментарий